2 марта на «Кинопоиске» состоялась премьера сериала «Король и Шут». В отличие от традиционных байопиков режиссер Рустам Мосафир умышленно не следовал канонам жанра и представил историю культовой рок-группы как сплетение реальных событий и фантазийного мира из сказочных текстов коллектива. Авторы сериала, одним из которых стал основатель группы Андрей Князь Князев, хотели создать бурлящий коктейль из огнеопасной панк-атмосферы с примесью запрещенных препаратов, драйвовой музыки и оживших мрачно-сказочных персонажей. Что из этого получилось — рассказывает обозреватель NEWS.ru.
Наверное, нет человека, который бы никогда не слышал о группе «Король и Шут». Необязательно знать их песни, «КиШ» прочно осели в культурном коде россиян. Подростки до сих пор носят толстовки с безумным шутом — эмблемой «КиШа», молодежь постарше знает строки знаменитых хитов Князя и Горшка, а фанаты могут часами дискутировать о литературном мире сказочных персонажей, которые возникли в песнях группы.
«Король и Шут» стали феноменом российской музыки в то непростое время, когда от слова «панк» большинство морщило нос, представляя затхлую вонь и беспорядочный образ жизни под музыку сомнительного качества. «КиШ» не копировал успешные проекты. Он создавал собственный мир. И именно его захотели воплотить на экране шоураннер проекта Дмитрий Нелидов («Конец света», «Последний министр»), режиссёр Рустам Мосафир («Скиф») и сценарист Дмитрий Лемешев («Контакт»).
Рустам Мосафир признался на премьере, что изначально был скептично настроен. Он не хотел снимать обычный байопик про панк-рок-группу, фанатом которой сам никогда не был. Но углубляясь в тексты Андрея Князева, задумался о создании мультивселенной, а за ней пришло и переосмысление всего творчества «Короля и Шута».
При том, что у группы была огромная популярность, мне кажется, они очень недооценены. Основные хиты — это настоящие шлягеры. Там нет мата, нет пошлости. Это классные сказки под запоминающуюся мелодию. Раньше и у меня были определенные стереотипы насчет ребят и тех, кто слушает их музыку. Во времена моего студенчества мы называли их «говнари». Но потом я понял, что и «говнари» классные ребята. «Король и Шут», на самом деле, не про «говнарей». Это музыка мирового уровня, — рассказал он корреспонденту NEWS.ru на премьере.
Изначально Дмитрий Лемешев написал сценарий без фэнтезийных сцен. Персонажи из песен фигурировали в тексте скорее как клиповые вставки, а не полноценные герои. Мосафир настоял на создании отдельного мира. Так за 68 рабочих сцен, очень небольшой срок для кинопроизводства, появилось сразу два фильма: реальная жизнь группы с разбоями, запрещенными препаратами, разговорами про анархию, готической любовью, творческими разногласиями и фэнтези, где те же самые герои путешествуют по средневековому фольклору, спасая прекрасную принцессу и встречая персонажей собственных песен — Лесника, Горбуна и Колдуна.
Композиционно каждая серия представляет собой нарезку жизненных фрагментов вперемешку с полностью вымышленными сценами. Сначала зритель видит грандиозный успех группы после собранного стадиона «Юбилейный» в Санкт-Петербурге, затем закулисную жизнь музыкантов, окруженную грязью, драйвом и алкоголем.
Потом зрителей переносят к студенческим партам, за которыми сидели Князь и Горшок, и выводят к психоделическим альтер эго музыкантов в параллельной вселенной. Что из всего рассказанного правда, что вымысел — невозможно сказать наверняка. Остается только предполагать.
Один из основателей «Короля и Шута» Андрей Князев и музыкальный продюсер Игорь Панкер Гудков, снявший группе три фильма-концерта: «Праздник Скоморох», «Ели мясо мужики» и «На краю», рассказали создателям сериала всю историю группы «без купюр». Поэтому зрители увидят уникальные истории, как музыка мирила и объединяла воинствующие группировки в питерских «клоповниках», как музыканты усмиряли толпу и ОМОН на концерте в Екатеринбурге, предварительно с ними же подравшись, как Горшок лишился передних зубов, повиснув ими на турнике, и как сделал из этого дефекта свою фишку.
В какой-то момент может показаться, что сериал соткан сплошь из безумных историй питерских панков и разбавлен музыкальными номерами. Но в первых двух сериях, предоставленных журналистам, создатели намекнули, что не собирались снимать однобокий фильм про жизнь рок-н-роллщиков. Их герои интересны не только образом жизни, а в первую очередь мыслями, идеями и представлениями о вечном и настоящем.
Конечно, это сериал о всей группе, но его центральными персонажами остаются Михаил Горшок Горшенёв и Андрей Князь Князев. Их сыграли молодые артисты Константин Плотников и Влад Коноплёв. Это первые серьезные работы обоих актеров, к которым, помимо интересных образов, в комплекте шла ответственность перед гигантским фанатским движением за воплощение на экране их кумиров.
По признанию Коноплёва, именно этот факт поначалу сильно его смутил. Но в процессе работы над образом Князя они с режиссером решили забыть про слово ответственность, чтобы таким образом почувствовать свободу, направляющую самих музыкантов.
В отличие от Константина Плотникова, у Влада был живой пример перед глазами. Андрей Князев помогал актеру перенести себя в художественную плоскость, а до этого сам настоял, чтобы Коноплёва взяли на роль экранного Князя.
Когда они коллегиально решали между двумя артистами, Князь показал на меня пальцем и сказал: «Я верю, что он может написать песню „Сосиска“ (одна из композиций „Короля и Шута“ с „Акустического альбома“. — NEWS.ru), а тот, другой, не может». В отличие от другого артиста я был менее темпераментным, но и сам Князь таким был в юности. Мы, наверное, в чем-то похожи, — отметил Коноплёв в интервью корреспонденту NEWS.ru.
Перед Константином Плотниковым задача стояла куда серьезней. Горшок был не просто фронтменом группы и ее композитором, он стал культовым персонажем. По словам артиста, во время подготовки к роли он максимально погрузился в творчество группы. С утра слушал песни «Короля и Шута», изучал биографию, пересматривал интервью и вел два дневника: карту съемок и записную книжку своего персонажа. В итоге, по словам участников массовых сцен, по съемочной площадке действительно ходил Горшок. Живой, безумный и одновременно с этим глубокий. Именно таким его помнит газетная и телевизионная хроника, таким же он предстал и в сериале.
Плотникову удалось схватить многие особенности Горшенёва: его смех, тембр голоса, который менялся в зависимости от настроения, слова-паразиты и пронзительный взгляд. По двум сериям трудно оценить, насколько молодому актеру удалось передать все трагичные метаморфозы своего героя. Но от этого во многом зависит успех сериала.
Одним из самых удачных персонажей истории стал Шут (Евгений Ткачук). Он — связующее звено двух миров, альтер эго Горшка, его параноидальное воплощение и символ самой группы. Несмотря на то что на первый взгляд он кажется негативным персонажем, Шут, как и подобает трикстеру, не так прост. Он — зеркало сериала, перед которым создатели ставят то Горшка, то Князя, то зрителя.
Особую роль в картине играет музыка. Сцены с концертных выступлений занимают полноценную четверть в каждой из двух серий. Вдобавок брат Михаила Горшенёва, бывший лидер группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенёв специально для сериала написал музыку и сам исполнил несколько партий на различных инструментах.
Сериал во многом скроен по классическим лекалам истории про рок-группу: лихая юность, драйв на концертах, экстаз фанатов, пагубные зависимости. Другими словами — секс, наркотики, рок-н-ролл со всеми вытекающими. Исходя из этого, несложно предположить, что зрителям покажут в следующих шести сериях.
Но ведь фишка киноверсии «Короля и Шута» в сказках. И здесь объективно мощная идея не получила соответствующего воплощения.
Фантазийный мир получился слабым отражением задуманного. Он больше похож на красивую нарезку из красочных видеоклипов, которых у настоящей группы не было за 26 лет существования. Это скорее порадует фанатов, которые узнают и Лесника из одноименной песни, любящего подкармливать заплутавшими путниками волков, и Колдуна, олицетворявшего всесильное зло. Но хватит ли этого, чтобы получить одобрение поклонников и пробудить интерес не знающей о группе аудитории — покажет ближайший месяц.
В любом случае, создатели, подобно своим вдохновителям, старались рвать шаблоны биографических фильмов. И за одно это их можно поблагодарить.