Министерство труда и социальной защиты обнародовало проект постановления правительства «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше». В нём субъектам РФ предлагается принять участие в пилотном проекте модели финансирования системы долговременного ухода за пожилыми за счёт средств медицинского страхования, сообщили News.ru в Минтруде.
Как отмечается в проекте постановления на портале нормативных правовых актов, в тестировании новой модели смогут участвовать только «частные медицинские организации». Одно из обязательных условий для попадания в отборный конкурс — присутствие лицензированной частной клиники в системе ОМС.
Указывается, что «размер подушевого норматива ежемесячной стоимости дневного стационара, установленный программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, составит 20 тысяч 454 рубля».
Список регионов, которые примут участие в пилотном проекте, будет утверждён комиссией при участии представителей Минтруда, Росздравнадзора и Минфина несколько позднее.
Как сообщила News.ru специалист по коммуникациям сети частных домов для престарелых Senior Group Анна Карабаш, в России сегодня, по данным ВОЗ, 3,5 млн пожилых, нуждающихся в постоянном присмотре на дому или же в спецучреждении. По расчётам сети, в настоящее время койко-мест для проживания ждут около 900 тысяч людей старше 65 лет, государство же предоставляет их в три с лишним раза меньше. Предполагается, что деньги на уход смогут получить около 8 тысяч пожилых людей.
Это очень своевременная инициатива по созданию системы долговременного ухода за пожилыми гражданами. Тема болезненная и актуальная. Поскольку условия пребывания людей в социальных учреждениях во многих регионах далеки от совершенства, считаю это новшество позитивным.
Риски, однако, в том, что оплата планируется за счёт средств ОМС, говорит сенатор, а в ней их не так много. Хотя в предложении есть оговорка, что в дальнейшем будут использоваться невостребованные источники фонда социального страхования.
Круглый рассказал, что совсем недавно в Совфеде рассматривался отчёт фонда, и там выявилась очень большая экономия (примерно 30 млрд рублей). А такая сумма весьма существенна для создания в масштабах страны системы долговременного ухода путём привлечения частных медицинских организаций и социально-ориентированных НКО (некоммерческих организаций), полагает член комитета Совета Федерации по социальной политике.
Москве, Московской, Калужской областям и Татарстану будет по силам финансировать из бюджета социально-ориентированные НКО. При этом такие регионы, как Орловская, Пензенская области и другие, — где бюджет не поддерживает НКО, поскольку в бюджетном кодексе дотационных регионов есть ограничения, — не имеют права на соответствующие расходы.
Как объяснил эксперт, социально-ориентированные НКО работают либо за счёт бюджетных денег в регионах либо за счёт грантов. Но всё это так или иначе — бюджетные средства.
Изначальная идея этой инициативы была в том, чтобы бюджетные деньги, выделенные на медицину, можно было использовать для оказания социальных услуг. Это пока не получается.
В этой связи он пояснил, что за медицинские услуги, которые оказывают социальные организации с медицинской лицензией, государство не платит.
Таким образом, бюджет «социалки» тратится лишь на социальные услуги, при том, что процесс вхождения компаний в ОМС крайне сложный, поэтому многим организациям претендовать на деньги новой госпрограммы не приходится.
Система долговременного ухода предполагает присмотр, например, за паллиативными больными (пациенты, которых нельзя вылечить или нет такой возможности), говорит Владимир Круглый. В настоящее время в России подобные бригады, паллиативные отделения и хосписная помощь — всё это развивается с трудом, в особенности в регионах.
Например, в Орловской области с населением 740 тысяч человек существует только одно отделение с 30 койко-местами, и туда стоит целая очередь, рассказал сенатор. Вот почему так необходимо развивать помощь на дому не только за паллиативными больными, но и за пожилыми людьми, которые содержатся в социальных учреждениях.
Создание системы именно домашнего наблюдения и ухода крайне нужно сегодня. Ведь далеко не все имеют возможность «пристроить» пожилого человека в учреждение медико-социальной помощи. Во многих регионах люди работают исключительно на оплату труда сиделок, которые смотрят за родителями. Идея как таковая очень хорошая. Но основной риск — хватит ли тарифа, который будет выделяться на то, чтобы частным медорганизациям было интересно этим заниматься.
По словам Сиднева, до 1 января 2020 года осталось полтора месяца, поэтому стартовать с этим пилотом смогут только особенно шустрые — и субъекты Федерации, которые успеют собрать пул поставщиков, и сами поставщики, у которых получится собрать все документы.
В этой связи возникает и ещё один тормозящий момент: механизм взаимодействия чётко не прописан. Любая клиника, которая работает по ОМС, может оказывать услугу по патронажу, и это вполне рабочая схема. Если есть частная патронажная служба в регионе, она может начать работать в этой программе, но необходимо успеть войти в ОМС, что, как говорилось выше, довольно сложно, требуется большой объём документов.
По мнению Владимира Круглого, наиболее перспективный вариант в РФ — использовать некоммерческие социально-ориентированные общественные организации, которые уже есть фактически в каждом регионе. Практика показывает, отмечает представитель Совфеда, что лучше всего с уходом всё-таки справляются НКО, а не частные клиники.