Российские аграрии за годы контрсанкций добились определённых успехов в импортозамещении европейских сыров и макаронных изделий. Европейскому бизнесу вернуться обратно будет крайне сложно. Об этом News.ru заявил президент филиала Ассоциации итальянских промышленников (Confindustria) на территории Российской Федерации (Confindustria Russia).
Отечественная молочная отрасль и производители макаронных изделий воспользовались шансом и после введения Москвой ряда контрсанкций в отношении стран — участниц ЕС освоили технологии создания популярных в РФ европейских продуктов.
Большинство компаний Италии уже не поставляют в Россию ни макароны, ни моцареллу, ни буратта. Сегодня их производят здесь, в том числе с участием наших технологий и специалистов. Прошло несколько лет, и теперь РФ производит такие продукты самостоятельно. Я вас уверяю, в России есть очень много вкусного.
Однако вкус и аромат «отечественного» пармезана всё-таки будет отличаться от элитных твёрдых сыров из Италии. В частности, Parmigiano Reggiano, Grana Padano и другие сорта делают в Европе из сырого молока, что в РФ запрещено техрегламентом Таможенного союза. Однако при производстве буратта и моцареллы добиться сходства с европейскими аналогами значительно легче, поскольку они не требуют длительных сроков созревания.
В целом с момента введения санкций импорт сыров и сырных продуктов в РФ сократился в два раза — с досанкционных 400 тыс. тонн до нынешних 200 тыс. тонн в год, а собственное производство выросло почти на 50%. Но в связи со значительным ростом цен на «молочку» население в массе своей начало отдавать предпочтение более дешёвым аналогам — сырным продуктам, в составе которых используются растительные жиры, например пальмовое масло. Их присутствие на рынке с 2013 года увеличилось вдвое.
Между тем в компании «НЭО Центр» подчеркнули, что классические итальянские сыры никогда не занимали ощутимой доли на российском рынке. Так, в «досанкционное время» на их долю приходилось только 2% от общего объёма рынка. Однако многие новые предприятия, которые стали открываться вследствие образовавшейся ниши после ухода иностранной продукции, стали ориентироваться на производство по итальянским и французским рецептурам.
Наибольший успех бизнес достиг в сегменте молодых рассольных сыров, таких как моцарелла. При этом настоящего аналога итальянского пармезана в России найти не удастся. Процесс производства пармезана оказался слишком дорогим для отечественных игроков. Для его создания требуется молоко высокого качества, которое нелегко найти на рынке, а также длительный срок выдержки — от 12 до 36 месяцев. При отсутствии доступных кредитов, как в Европе, наши компании предпочитают заниматься сырами со сроком выдержки не более 2–3 месяцев.
Иные проблемы у производителей «итальянских» макаронных изделий. Для импортозамещения такой продукции необходима мука твёрдых сортов пшеницы, а её в стране очень мало.
По данным BusinesStat, продажи макарон в РФ за 2014–2018 годы выросли на 7,4%, до 1,1 млн тонн. В 2015 году в результате удорожания продукции на 19,3% был отмечен небольшой спад продаж — на 5,3%. Тогда же, в результате снижения реальных доходов населения, просел и интерес к макаронам премиум-класса. Однако в последнее время спрос на них снова возрос.
В 2019–2023 годах продажи макаронных изделий в России будут расти невысокими темпами, что характерно для традиционных товаров повседневного спроса в условиях стабильной экономики. По итогам 2023 года объём реализации макарон достигнет 1 млн 148 тыс. тонн, что превысит уровень 2018-го на 6,3%, — прогнозируют в BusinesStat.
Стоит отметить и рост интереса в РФ к лапше быстрого приготовления. Согласно статистике маркетингового агентства Discovery Research Group, в 2018 году на данный сегмент пришлось 46,4 млрд рублей от всего объёма продаж (в 120,2 млрд) макаронных изделий. Изменение потребительского поведения связывают в том числе и с желанием сэкономить время на приготовление пищи, и развитием сектора питания «дома, но без необходимости готовить». Так, оборот предприятий общепита в III квартале 2019 года достиг 428,2 млрд рублей, превысив показатели апреля—июня на 7,1% и на 3,5% за аналогичный период прошлого года, говорится в отчёте Росстата.
В итоге, как только начались санкции, бизнес сразу «пошёл» в импортозамещение. Бренды остались те же, но рестораны итальянской кухни за это время стали более заметны. И если раньше публика на такие продукты не обращала внимания, то сегодня многие на этом делают акцент. Европейскому же бизнесу приходится пересматривать стратегию на российском рынке. Помимо локализации производств и создания совместных предприятий, некоторые компании, например, закладывают теплицы на юге Европы для поставок сельхозпродукции на рынок РФ.
Ранее News.ru писал, что товарооборот между Россией и Италией, по данным Confindustria Russia, рухнул с €40 млрд в 2014 году до €21 млрд в 2018-м. Среди главных причин — санкции со стороны ЕС, ответные российские контрмеры, ослабление рубля, снижение потребительского спроса.