Российское станкостроение развивается на «осколках» советского, на базе сотен заводов и ремонтных предприятий. В девяностые и нулевые эта отрасль балансировала на грани смерти, сегодня же в ней идут проекты по импортозамещению. News.ru выяснил, как Министерство промышленности и торговли спасает производство станков.
Со времён СССР выпуск металлорежущих станков в стране упал в десятки раз. А доля наиболее высокотехнологичных — с числовым программным управлением (ЧПУ) сегодня составляет около 10%, сказано в отчёте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По производительности и точности российская продукция пока сильно уступает немецкой, японской, американской, итальянской и китайской.
Зарубежные станки практически полностью вытеснили отечественные, а создание современного оборудования без иностранной начинки технически невозможно. Об этом говорят данные ЕЭК за 2017 год: экспорт составил $71,9 млн при импорте более $1,9 млрд.
Критическая ситуация на рынке привела к переходу бизнеса на «серые схемы» и приклеиванию этикеток на зарубежные комплектующие. Так, разработанные и завезённые в РФ узлы получают статус Made in Russia. Крупные госкорпорации заинтересованы в поставках качественных товаров, при этом им не важно, где они сделаны. По документам Минпромторга отечественные изделия пользуются спросом. Фактически же в России часть весьма крупных по местным меркам компаний производит станину, модернизирует старое советское оборудование и выдаёт за новое.
Свою роль в «превращении» иностранных машин для обработки металла в российские сыграло и игнорирование мнения бизнеса. Предприятия не спросили, сколько времени понадобится на изготовление станка с высокой долей локализации в РФ.
Складывается впечатление, что в министерстве, чтобы выполнить постановление правительства «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», «разбивали» станок на узлы как хотели. Но когда им указывают на ошибки, они отвечают: «Делайте, как вам сказали. По-другому не будет, всё утверждено». В Москве далеки от наших проблем и создают условия, чтобы делали «криво». Эти люди никогда не были в цеху и не знают, чем фрезерный станок отличается от токарного, — рассказал News.ru пожелавший остаться неизвестным директор предприятия.
Пункт № 1 постановления, о котором говорит директор, определяет критерии, подтверждающие производство продукции на территории РФ. Один из них — акт экспертизы от Торгово-промышленной палаты РФ.
Однако схема «Китай — Made in Russia» весьма популярна, рассказали на рынке. Ранее компании старались скрыть такой факт и заявляли о собственных площадках в КНР. На деле же им строят в Китае цех, а они завозят в РФ изделия прямо с иероглифами.
Десятилетия машиностроение в России было никому не нужным. Лишь в 2011 году правительство приняло подпрограмму «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» и выделило более 50 млрд рублей, в том числе более 26 млрд рублей за счёт федбюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). А спустя три года по инициативе председателя правительства РФ появился Фонд развития промышленности (ФРП) с 50 млрд рублей для софинансирования проектов под модернизацию оборудования. Наконец, 3 трлн рублей отведены специально на отрасль машиностроения по программе развития вооружений до 2020 года.
В общей сложности за время существования механизма предоставления фондом льготных займов Минпромторг поддержал более 20 проектов в станкостроении на общую сумму порядка 5,7 млрд рублей. В рамках проводимой Минпромторгом работы по поддержке отрасли в части НИОКР с 2014 года поддержаны 8 проектов на общую сумму более 1,6 млрд рублей, — сообщили News.ru в ведомстве.
Также в целях стимулирования выпуска новой высокотехнологичной продукции реализуется постановление правительства РФ от 25 мая 2017 года. Оно направлено на компенсацию субсидий из бюджета части затрат на производство.
В марте 2016 года глава Минпромторга Денис Мантуров предположил, что к 2020 году доля произведённых в РФ машин для металлообработки с ЧПУ на внутреннем рынке увеличится более чем в три раза. Глава ведомства отметил комплекс мер господдержки регуляторного и финансового характера, в частности, постановление правительства, которое ограничило завоз в страну зарубежных аналогов российского оборудования. Также он рассказал о доли закупок отечественного металлообрабатывающего оборудования.
Если в 2015 году это было 10%, в этом году — уже от 20% до 30% по ряду направлений, и к 2020 году мы планируем выйти на 60%. Считаю, что этот доказавший свою эффективность инструмент можно рассматривать и распространить в том числе и по другим институтам развития, — заявлял министр на заседании президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Ещё раньше, в 2014 году первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский говорил о необходимости кооперации с другими странами. По его мнению, станкостроению России, чтобы выйти на уровень Испании, необходимо не менее пяти лет интенсивной господдержки, и они прошли.
По словам опрошенных News.ru представителей отрасли, программы поддержки со стороны Минпромторга пишутся под крупный бизнес. А отечественное станкостроение к нему отношения не имеет. В частности, ФРП предполагает минимальную сумму закупки 15 млн рублей. Приобретя такую машину, завод для сохранения рентабельности должен эксплуатировать её без остановки, что при низкой загрузке практически не реально. Именно поэтому промышленность обновляет свой парк так медленно.
Кроме того, компаниям необходимы программы по капитальному строительству и модернизации, помещения с высокими потолками для мощных кранов, льготный лизинг на покупку цехов и зданий. Ни у министерства, ни у ФРП нет пониженных ставок на эти цели. Вместо этого промышленники вынуждены идти на «хитрость».
Для продажи нужен акт экспертизы, что я — отечественный производитель. Но чтобы получить документ, я должен выпустить минимум пять изделий. А чтобы мне выиграть тендер, нужна бумага, — объяснил устройство «заколдованного круга» представитель одного из заводов. — Чтобы её получить, нужно искать окольные пути. Короче говоря, можно её найти, договориться. Но государство создаёт условия, чтобы я его обманывал.
Отечественную продукцию закупают страны, сохранившие парк жёстких советских станков: Германия, Польша, Норвегия, Литва, Финляндия, страны Латинской Америки и Африки. Заниматься их проектировкой в Европе очень дорого. Советское оборудование зарекомендовало себя в отраслях с черновой обработкой, а финишные, высокоточные в СССР не выпускали. Сегодня в РФ всего два завода, которые пытаются их создавать.
Игроки рынка, опрошенные News.ru, указали, что в РФ достаточно талантливых инженеров и производителям сильно бы помогли заградительные пошлины на китайские и европейские комплектующие. Но этой меры они не ждут: власти РФ не намерены портить отношения с КНР.
Стоит отметить, что низкий спрос на станки связан с кризисом в отечественном машиностроении. Однако не только этот фактор оказывается решающим. По словам первого вице-президента Союза машиностроителей России, первого заместителя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимира Гутенёва, в стране написан ряд законов, которые, к сожалению, не функционируют.
Ещё в конце 2008 года было принято постановление правительства № 988, по которому затраты на НИОКР с коэффициентом 1,5 могут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций с применением повышающего коэффициента. Но механизм согласований НИОКР очень сложный. Мы запрашивали информацию о том, где и когда реализовывалась данная норма. Выяснилось, что таких случаев крайне немного.
Кроме того, создаётся впечатление, что экспортные поставки сегодня более приоритетны, чем развитие внутреннего рынка. В феврале правительство запустило новый финансовый механизм поддержки для тех, кто занят экспортом станков.