Хотели помочь бизнесу — пострадали бюджеты регионов

Бизнес 28 ноября, 2019 / 15:45

В разработанной в финансовом ведомстве России системе преференций для предпринимателей по налогу на прибыль и имущество по результатам 2018 года выявлены заведомо слабые стороны. Они привели к тому, что у 25 российских регионов возникли ощутимые убытки — в общем размере 211 млрд рублей. Чего изначально не хватало идее защиты малого и среднего бизнеса и что может помочь укреплению бюджетной сферы российской провинции — в материале News.ru.

О серьёзном дефиците средств региональных бюджетов сообщили «Известия» со ссылкой на источник в Минфине, в частности, на письмо первого заместителя главы ведомства Леонида Горнина, адресованное руководителям регионов.

«Подсчитали — прослезились», — именно по этой поговорке специалисты Минфина сделали вывод, проверяя результаты введения льгот. При этом «в полном объёме неэффективными» они признаны в 15 регионах — Брянской, Владимирской, Воронежской, Костромской, Новгородской, Астраханской и Оренбургской областях, Карелии, Туве, Бурятии и Карачаево-Черкесии, а также в Краснодарском, Камчатском, Красноярском краях и Чукотском АО. КПД от предложенных финансовым ведомством мер оказался таков, что в среднем по стране на местах без должной отдачи используется свыше трети таких преференций.

Так, льготы по налогу на имущество Минфин квалифицировал абсолютно непродуктивными в 12 субъектах Федерации: Санкт-Петербурге, Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Марий Эл, Забайкальском крае. «Дыры» в местных бюджетах в 2018 году в связи с этим оценены в 211 млрд рублей.

Леонид Горнин, со своей стороны, прямо рекомендовал провести подробный анализ механизма действий налоговых послаблений и в случае необходимости отказаться от тех из них, которые, по сути, кроме вреда ничего не приносят ни центру, ни регионам.

В пресс-службе ведомства, руководимого Антоном Силуановым, уточнили, что размер недополученных денег будет учтён при определении рейтинга субъектов по параметрам качества финансового управления. Помимо этого, на субъекты Федерации наложена обязанность до 1 августа будущего года в автономном режиме провести оценку эффективности преференций, а затем представить в Минфин перечень мер по аннулированию наиболее деструктивных из них.

Идея первоначально была, что называется, из разряда благих, и цель преследовалась вполне достойная — ускорение экономического и инвестиционного роста. Правом на получение льгот в налогообложении на прибыль и на имущество были наделены следующие категории: фармацевтические фирмы, инновационные структуры, резиденты особых экономических зон или территорий опережающего развития (ТОР), обладатели специальных инвестиционных контрактов, некоторые социальные предприятия.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Одной из причин неудачи эксперимента, на который пошёл Минфин, ряд экономистов видит в фактическом игнорировании правила поддержания бюджетного профицита: только тогда те или иные преференции могут считаться целесообразными, если дополнительные доходы бюджета от увеличения оборотов предприятий и поступления капиталовложений будут выше расходов на стимулирование бизнес-активности.

Любопытна новость, прозвучавшая в продолжение темы бедных регионов, — в том бесхитростном смысле, что «вам же, нищие, из этой ямы и выбираться». «Крайним» в мучительном процессе вывода того или иного региона из депрессии назначен губернатор, его возглавляющий. Точнее, как сообщили «Известия», региональных глав начнут привлекать к дисциплинарной ответственности и — параллельно — уменьшать вверенным им в управление территориям дотации на 2021 год, если местная власть будет продолжать демонстрировать своё неумение в приумножении потенциала региональной казны.

Проект такого постановления, как отмечает источник издания, уже готов в Минфине. В нижней палате парламента новшество находят логичным. В Госдуме инициативу поддерживают, констатируя, правда, неоднозначность проблем дотационных регионов и сопряжённых с этим сложностей руководства ими. В Совете Федерации предлагают не церемониться, а сразу отстранять от должности неэффективных глав.

На местах тем временем стремятся без советов и помощи федерального центра решать вопрос пополнения бюджетов — как субъектов Федерации, так и муниципалитетов. Недавно омский экономист Сергей Евсеенко на совещании в городском департаменте финансов предложил обсудить с федеральными властями возможность зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты тех регионов, которые несут издержки от оттока трудоспособных кадров в Москву и «на севера».

По подсчётам Евсеенко, в течение последних четырёх лет в среднем за год зарплату в других регионах получали без малого около 160 тыс. омичей. При этом суммарное значение уплаченного за них НДФЛ составило 5,4 млрд рублей, — а это 1/4 часть от общей суммы налога, поступившей в консолидированный бюджет Омской области.

Вывод, к которому пришёл экономист: надо изменить порядок зачисления НДФЛ и узаконить уплату налога в бюджеты тех регионов, в которых граждане зарегистрированы и где их семьи пользуются услугами объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы, лечебные учреждения и т. д.), либо предусмотреть финансовый механизм компенсации выпадающих доходов территорий.

Речь идёт о НДФЛ, который в настоящее время платится не по месту регистрации работника, а по месту регистрации его налогового агента, то есть предприятия или организации, на котором он трудоустроен. Понятно, что достаточное количество омичей (как, собственно, и томичей, екатеринбуржцев, воронежцев, волгоградцев, и т. д.) регулярно отбывают на заработки в нефтегазоносные регионы и в мегаполисы, но, как правило, регистрации не меняют. И все налоги с их доходов остаются там, где они и добывают себе на хлеб. Давно назрела необходимость, резюмирует Евсеенко, чтобы эти налоги поступали в бюджет той местности, где гражданин зарегистрирован. По предварительным оценкам, если был бы изменён существующий порядок и омская инициатива была бы материализована, то бюджеты всех муниципалитетов только одной Омской области приросли бы как минимум на 5 млрд рублей.

Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов видит причину создавшегося положения в том, что изначально не был продуман сам механизм льгот для предпринимателей.

Слабое звено, на взгляд собеседника News.ru, в неотрегулированности имущественных вопросов в системе льгот, когда предприятия иногда начинают представлять недвижимое имущество движимым, утверждая, что его «можно перевезти». Налоговики, разумеется, это отрицают. Затем, как правило, начинаются тяжбы, и если и происходит возврат средств, то через много месяцев, а то и лет. Между тем счёт в подобных спорах может идти на миллионы рублей, а то и миллиарды.

И Минфин, и законодательная власть, с точки зрения эксперта, должны прослеживать судьбу своих законопроектов и заранее проводить обстоятельную прогнозную экспертизу, как на деле будут работать те же меры по поддержке бизнеса. В обратном случае образуются «ножницы»: хотели помочь бизнесу, а в результате пострадала доходная часть бюджета регионов, которые и так находятся в незавидном положении. И это происходит на фоне непреодолённого общего стагнирования российской экономики, — рост если и есть, то у него крайне низкие темпы.

Оптимальным вариантом для относительно устойчивого развития российской экономики был бы рост как минимум не ниже, а лучше чуть выше среднемирового уровня, чтобы увеличивать долю РФ в мировом ВВП. Если это не будет достигнуто, то все наши сегодняшние геополитические амбиции и национальная гордость «повиснут в воздухе», поскольку не будут подкреплены необходимой для этого экономической базой.

Валерий Миронов экономист, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ