В разработанной в финансовом ведомстве России системе преференций для предпринимателей по налогу на прибыль и имущество по результатам 2018 года выявлены заведомо слабые стороны. Они привели к тому, что у 25 российских регионов возникли ощутимые убытки — в общем размере 211 млрд рублей. Чего изначально не хватало идее защиты малого и среднего бизнеса и что может помочь укреплению бюджетной сферы российской провинции — в материале News.ru.
О серьёзном дефиците средств региональных бюджетов сообщили «Известия» со ссылкой на источник в Минфине, в частности, на письмо первого заместителя главы ведомства Леонида Горнина, адресованное руководителям регионов.
«Подсчитали — прослезились», — именно по этой поговорке специалисты Минфина сделали вывод, проверяя результаты введения льгот. При этом «в полном объёме неэффективными» они признаны в 15 регионах — Брянской, Владимирской, Воронежской, Костромской, Новгородской, Астраханской и Оренбургской областях, Карелии, Туве, Бурятии и Карачаево-Черкесии, а также в Краснодарском, Камчатском, Красноярском краях и Чукотском АО. КПД от предложенных финансовым ведомством мер оказался таков, что в среднем по стране на местах без должной отдачи используется свыше трети таких преференций.
Так, льготы по налогу на имущество Минфин квалифицировал абсолютно непродуктивными в 12 субъектах Федерации: Санкт-Петербурге, Воронежской, Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Марий Эл, Забайкальском крае. «Дыры» в местных бюджетах в 2018 году в связи с этим оценены в 211 млрд рублей.
Леонид Горнин, со своей стороны, прямо рекомендовал провести подробный анализ механизма действий налоговых послаблений и в случае необходимости отказаться от тех из них, которые, по сути, кроме вреда ничего не приносят ни центру, ни регионам.
В пресс-службе ведомства, руководимого Антоном Силуановым, уточнили, что размер недополученных денег будет учтён при определении рейтинга субъектов по параметрам качества финансового управления. Помимо этого, на субъекты Федерации наложена обязанность до 1 августа будущего года в автономном режиме провести оценку эффективности преференций, а затем представить в Минфин перечень мер по аннулированию наиболее деструктивных из них.
Идея первоначально была, что называется, из разряда благих, и цель преследовалась вполне достойная — ускорение экономического и инвестиционного роста. Правом на получение льгот в налогообложении на прибыль и на имущество были наделены следующие категории: фармацевтические фирмы, инновационные структуры, резиденты особых экономических зон или территорий опережающего развития (ТОР), обладатели специальных инвестиционных контрактов, некоторые социальные предприятия.
Одной из причин неудачи эксперимента, на который пошёл Минфин, ряд экономистов видит в фактическом игнорировании правила поддержания бюджетного профицита: только тогда те или иные преференции могут считаться целесообразными, если дополнительные доходы бюджета от увеличения оборотов предприятий и поступления капиталовложений будут выше расходов на стимулирование бизнес-активности.
Любопытна новость, прозвучавшая в продолжение темы бедных регионов, — в том бесхитростном смысле, что «вам же, нищие, из этой ямы и выбираться». «Крайним» в мучительном процессе вывода того или иного региона из депрессии назначен губернатор, его возглавляющий. Точнее, как сообщили «Известия», региональных глав начнут привлекать к дисциплинарной ответственности и — параллельно — уменьшать вверенным им в управление территориям дотации на 2021 год, если местная власть будет продолжать демонстрировать своё неумение в приумножении потенциала региональной казны.
Проект такого постановления, как отмечает источник издания, уже готов в Минфине. В нижней палате парламента новшество находят логичным. В Госдуме инициативу поддерживают, констатируя, правда, неоднозначность проблем дотационных регионов и сопряжённых с этим сложностей руководства ими. В Совете Федерации предлагают не церемониться, а сразу отстранять от должности неэффективных глав.
На местах тем временем стремятся без советов и помощи федерального центра решать вопрос пополнения бюджетов — как субъектов Федерации, так и муниципалитетов. Недавно омский экономист Сергей Евсеенко на совещании в городском департаменте финансов предложил обсудить с федеральными властями возможность зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты тех регионов, которые несут издержки от оттока трудоспособных кадров в Москву и «на севера».
По подсчётам Евсеенко, в течение последних четырёх лет в среднем за год зарплату в других регионах получали без малого около 160 тыс. омичей. При этом суммарное значение уплаченного за них НДФЛ составило 5,4 млрд рублей, — а это 1/4 часть от общей суммы налога, поступившей в консолидированный бюджет Омской области.
Вывод, к которому пришёл экономист: надо изменить порядок зачисления НДФЛ и узаконить уплату налога в бюджеты тех регионов, в которых граждане зарегистрированы и где их семьи пользуются услугами объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы, лечебные учреждения и т. д.), либо предусмотреть финансовый механизм компенсации выпадающих доходов территорий.
Речь идёт о НДФЛ, который в настоящее время платится не по месту регистрации работника, а по месту регистрации его налогового агента, то есть предприятия или организации, на котором он трудоустроен. Понятно, что достаточное количество омичей (как, собственно, и томичей, екатеринбуржцев, воронежцев, волгоградцев, и т. д.) регулярно отбывают на заработки в нефтегазоносные регионы и в мегаполисы, но, как правило, регистрации не меняют. И все налоги с их доходов остаются там, где они и добывают себе на хлеб. Давно назрела необходимость, резюмирует Евсеенко, чтобы эти налоги поступали в бюджет той местности, где гражданин зарегистрирован. По предварительным оценкам, если был бы изменён существующий порядок и омская инициатива была бы материализована, то бюджеты всех муниципалитетов только одной Омской области приросли бы как минимум на 5 млрд рублей.
Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов видит причину создавшегося положения в том, что изначально не был продуман сам механизм льгот для предпринимателей.
Слабое звено, на взгляд собеседника News.ru, в неотрегулированности имущественных вопросов в системе льгот, когда предприятия иногда начинают представлять недвижимое имущество движимым, утверждая, что его «можно перевезти». Налоговики, разумеется, это отрицают. Затем, как правило, начинаются тяжбы, и если и происходит возврат средств, то через много месяцев, а то и лет. Между тем счёт в подобных спорах может идти на миллионы рублей, а то и миллиарды.
И Минфин, и законодательная власть, с точки зрения эксперта, должны прослеживать судьбу своих законопроектов и заранее проводить обстоятельную прогнозную экспертизу, как на деле будут работать те же меры по поддержке бизнеса. В обратном случае образуются «ножницы»: хотели помочь бизнесу, а в результате пострадала доходная часть бюджета регионов, которые и так находятся в незавидном положении. И это происходит на фоне непреодолённого общего стагнирования российской экономики, — рост если и есть, то у него крайне низкие темпы.
Оптимальным вариантом для относительно устойчивого развития российской экономики был бы рост как минимум не ниже, а лучше чуть выше среднемирового уровня, чтобы увеличивать долю РФ в мировом ВВП. Если это не будет достигнуто, то все наши сегодняшние геополитические амбиции и национальная гордость «повиснут в воздухе», поскольку не будут подкреплены необходимой для этого экономической базой.