Новая система доставки замороженной рыбы и консервов с Дальнего Востока на европейскую территорию страны, которую Министерство транспорта РФ запустит уже в декабре, может привести к существенному снижению качества продукции. Об этом заявил президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Михаил Синев.
В ассоциации уверены, что правила транспортировки замороженной рыбы и консервов по железной дороге должны включать непрерывный контроль холодовой цепи, жёсткую систему освидетельствования скоропортящихся продуктов в изотермических вагонах. Только при соблюдении данных условий можно говорить о высоком качестве перевозимых пищевых грузов с Дальнего Востока на европейскую территорию России.
Рыбу нужно не только поймать, но и доставить полезной до потребителя. Российские рыбаки, переработчики и торговые сети стараются соблюдать технические параметры и уже научились делать безопасную продукцию. Но если мы создаём качественный товар и не можем его доставить, грош цена нашим усилиям.
Он рассказал о новых правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, принятых профильным министерством в марте, против которых выступала ассоциация. По мнению эксперта, они могут привести к снижению качества аквакультуры, а в работе РЖД появятся признаки несоответствия оказания услуг стандартам, закреплённым в техрегламенте Евразийской экономической комиссии «О безопасности рыбы и рыбной продукции».
В ассоциации сообщили, что рыба должна храниться и перемещаться по РФ при температуре не выше -18 °С, а на всех стадиях доставки должна быть создана непрерывная холодильная цепь. На практике это значит, что после вылова рыбу необходимо заморозить на судне. Такой же температурный режим нужно поддерживать на складах, при перевозке, а также в торговых сетях. Но сегодня этот механизм не работает, сообщает глава ассоциации. Продукт «путешествует» в подвижном составе в изотермических вагонах-термосах. Синев уверен, их нельзя использовать для данных целей: в отличие от рефрижераторных, в них нет оборудования для охлаждения. В июле во Владивостоке +30 °С и сохранить температуру -18 °С внутри практически невозможно.
Кроме того, для освидетельствования теплотехнических параметров контейнеров для перевозок «скоропорта» должна быть построена спецстанция. Вагон загоняют в камеру, а установленные датчики в течение суток фиксируют температурный режим внутри +20 °С, снаружи -20 °С. Затем специалисты рассчитывают коэффициент теплопередачи. Чем он меньше, тем лучше. Однако такие тесты проходят только автомобили, а на железнодорожном транспорте их нет.
Сегодня замороженную рыбу и консервы доставляют групповыми рефрижераторными подвижными составами, вагонами-термосами, контейнерами и т. д. И хотя Синев признаёт, что использование «термосов» по территории страны падает, проблемы остаются.
Проблема температурных условий перевозки «скоропорта» стоит в РФ очень остро, и бизнесу необходимо выбрать оптимальные средства доставки. С Дальнего Востока до Москвы поезд пересекает пять климатических поясов. Так, в резко континентальном климате температура ночью падает до 0 °С, а днём повышается до +30 °С. Продукты могут провозить в таких условиях несколько дней.
Однако если бизнес сегодня полностью откажется от использования «термосов», многие разорятся. Рыбу перевозят в таких условиях, потому что тариф, например, в рефрижераторном контейнере на 1 тонну из Владивостока до Екатеринбурга на 30% дороже.
Синев рассказал, что в прошлом году ассоциация вместе с контролирующими органами остановила рыбную партию в 400 тонн с -9 °С и -8 °С внутри вагонов. За ней следили, но вскоре следы её исчезли и, вероятно, на одном из предприятий она пошла для производства консервов. Это вызывает критику ассоциации в адрес Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор вообще не участвует в этих процессах. Мы написали письмо руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Юрию Каськову. Два месяца мы не получаем ответ. Сейчас написали ещё три письма, и никакой обратной связи от главного санитарного врача России Анны Поповой мы не видим. Экс-главой ведомства Григорием Онищенко была дана установка сотрудничать с ассоциацией и принять меры, но на сегодня ничего, абсолютно ничего в этой области не сделано, — негодует Синев.
В прошлом году Россия выловила рекордные для себя 5 млн тонн рыбы. На конец лета текущего года общий объём добычи водных биоресурсов, по данным Росрыболовства, составил около 3,35 млн тонн, что почти на 2% выше уровня аналогичного периода прошлого года. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне вылов вырос почти на 6,8%, достигнув 2,41 млн тонн. Наибольшие показатели по вылову демонстрируют минтай, треска, тихоокеанская сельдь и лосось. Однако динамика поставок рыбы на внутренний рынок железнодорожным транспортом с Дальнего Востока отстаёт.
Трансфер продукции с помощью РЖД с 2016 по 2018 год сократился на 13% при росте вылова на 16%. Падение объёмов поставок продолжается. Так, за 9 месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, РЖД отправили на 7% рыбы меньше. Она «уходит» Северным морским путём, через Индийский океан, а также автотранспортом. Данные варианты занимают больше времени, но дешевле железнодорожного и дают рыбакам возможность выбрать время для реализации продукта по интересным для них ценам и экономить средства на хранении на складах Приморья.
Самый экономичный вариант перевозки рыбы — по Северному морскому пути. Грузится на Камчатке и плывёт до Санкт-Петербурга. Перевозится сразу несколько тысяч тонн. Из минусов — суда в основном плывут не под российским флагом, а значит, нужно оформлять таможенный транзит. Также на судно нужно оформить временный ввоз и платить пошлины. По завершению выгрузки обязательно закрыть временный ввоз через реэкспорт.
Автотранспорт, на первый взгляд, также имеет ряд преимуществ. Машину легко принять, можно продавать по пути следования. Однако досмотр и выгрузку производят только ветврачи субъектовых служб, которые напрямую подчиняются мэру и губернатору. Один специалист выдаёт ветсвидетельство во Владивостоке на складе, а его коллега принимает рыбу в Москве или Санкт-Петербурге. Россельхознадзор же контролирует только железнодорожный транспорт. Если областное управление ведомства фиксирует вагон-термос с нарушением режима, его размещают на хранение в холодильной камере под наблюдением местного Департамента ветеринарии до проведения лабораторных исследований.
Ассоциация считает, что правила, которые вступят в силу в декабре, нужно отменять. В частности, в пункте 3 документа сказано, что эксплуатация контейнеров должна соответствовать требованиям техрегламентов. Значит, речь идёт о Соглашении о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанном в 1970 году в Женеве. На это ссылается 5 пункт документа.
В то же время глава ассоциации обратил внимание, что пункт 4 правил допускает доставку в универсальных контейнерах и вагонах.
По заключению Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), если на улице +30 °С, то внутри крытого цельнометаллического вагона +55 °С, а нам предлагают летом так везти консервы, которые нужно хранить от 0 °С до +20 °С. По заключению института, если они даже кратковременно попадают в температурную среду, превышающую значения на этикетке, органолептические свойства и срок хранения снижаются. Бабушка может купить баночку в магазине, думая что съест её через три месяца, а её везли в условиях, которые сократили срок годности до двух, — говорит он.
Любопытно, что 9 пункт правил допускает провоз рыбы в изотермическом подвижном составе и вовсе без поддержания температурного режима -18 °С.
Допускается перевозка мороженой пищевой рыбной продукции, мороженого мяса и мясной продукции в изотермическом подвижном составе без поддержания температурного режима при условии выполнения требований технических регламентов, документов по стандартизации на продукцию и обеспечения сохранности и качества груза, — сказано в документе.