В нижнюю палату парламента внесён законопроект о защите крупных инвестиционных проектов в российскую экономику. Его отличительная черта — «под крыло» государства попадают только крупные игроки бизнеса, в связи с чем указан денежный порог — своего рода «пароль» для прохождения в разряд инвестора-льготника. О том, что мешает нормальной реализации проекта, — в материале News.ru.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал появившийся законопроект о защите и стимулировании капиталовложений важным для развития экономики страны. При этом он предостерёг журналистов от скоропалительных скептических оценок относительно его перспектив. Дискуссия о законопроекте, по информации Пескова, только начинается, и его значение будет трудно переоценить.
При этом представитель главы государства не стал комментировать норму законопроекта, согласно которой на защиту смогут рассчитывать только крупные инвестиции — в размере не меньше в 1,5 млрд рублей.
Не будем забегать вперёд, до того, как начнётся обсуждение этого документа в Думе, — попросил Песков.
Уточним, федеральное правительство внесло в Госдуму законопроект о защите и поощрении капиталовложений 1 ноября. Уже рассчитано, что он вступит в силу с 1 января 2020 года, а инвесторы смогут заключить соглашение до 2030 года. Законодательное новшество гарантирует формирование условий, которые обеспечат привлечение в экономику инвестиций на сумму не менее 30 трлн рублей. В правительстве надеются, что ежегодно будет заключаться от 100 до 150 соглашений в суммарном выражении 7–10 трлн рублей.
Повышенные преференции предусмотрены инвесторам, которые захотят вложить свои средства в российский агропромышленный комплекс, в IT-сферу, в инновационные отрасли промышленности.
В предложении правительства по законопроекту фигурируют два инвестиционных режима: общий и проектный. Общий предполагает трёхлетнюю отсрочку вступления в силу любых законов, которые способны отрицательно повлиять на условия производимых инвестиций. Проектный определяет льготы для бизнеса в зависимости от объёма вложений. При этом для предпринимателей, заключивших договор о защите и поощрении капиталовложений, правительство выступает гарантом неизменности налоговых условий по налогу на прибыль, имущество, а также по транспортному и земельному налогам.
Эти нормы не коснутся госпошлин. Помимо этого, три года за инвесторами будут сохраняться неизменными условия лицензирования, землепользования и застройки земельных площадей.
Но все эти шаги господдержки касаются инвесторов при условии, которое должны будут соблюсти они сами: для получения помощи от государства в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта необходимо вложить 250 млн рублей при общем финансировании проекта в 1 млрд рублей. Предприниматели инновационных направлений в промышленности, АПК и цифровой сфере должны будут инвестировать как минимум 1,5 млрд рублей — при общей бюджетной стоимости проекта не менее 7 млрд рублей.
А вот, к примеру, если бизнесмен вложил 10 млрд рублей, то государство может предоставить ему ещё льготы, причём на выбор. Среди них можно назвать постоянную формулу расчёта тарифа и вывозных таможенных пошлин на срок от 6 до 20 лет или неизменяемые в течение трёх лет квоты на поставляемые материалы и ставки оплаты по обязательным платежам.
Актуальность для России документа в обозримом будущем точно не потеряет, — достаточно во всех расчётах инвестиционных перспектив нашей страны учитывать цифру, что только от одних введённых правительством продовольственных контрсанкций российские потребители каждый год теряют 445 млрд рублей, считают специалисты экономисты РАНХиГС и Центра экономических и финансовых исследований.
Это был последний успешный год — до войн и санкций, — говорит политик.
Динамика дальнейшего «инвестопада» налицо: в 2014 году инвестиции снизились на 70% — их стало всего $17 млрд, в 2015 году их насчитывалось менее $1,7 млрд.
На взгляд Гудкова, это уже не падение, а полный и феерический крах. По оттоку капитала Институт переходных экономик Банка Финляндии
свидетельствует: в 2016 году из российской экономики ушло не меньше 50 млрд рублей. Причина — западные санкции уменьшили потоки инвестиций в Россию по меньшей мере на $700 млн за квартал.
Директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты», доктор экономических наук Игорь Николаев рассматривает разработку подобного законопроекта как продолжение практики социально-инвестиционных проектов. Но судя по тому, что было, работали они, по оценке экономиста, не вполне эффективно. И потому неудивительно, что теперь правительство решило вновь вернуться к идее планирования и поощрения различных инвестиционных программ.
Дело, безусловно, хорошее. Но одних заявленных благородных целей мало, нужно, чтобы подобным документам сопутствовала экономическая определённость в нашей стране. Хотя в обозначенные в законопроекте десятки триллионов рублей мне лично верится с трудом, — это производит впечатление какого-то ошеломляющего роста инвестиций, который пока ничем не подкреплён.
Для того чтобы все эти планы, на взгляд эксперта, не превращались в утопические проекты, важно, чтобы в плане налогообложения слова наконец перестали расходиться с делом. По сути, надо не повышать налоговую нагрузку, а, напротив, снижать её. К тому же, отличительная черта документа — ставка на крупный бизнес, когда пороговым значением для права на поощрение и защиту может быть финансовый объём компании не менее чем в 1,5 млрд рублей. Таким образом, часть среднего бизнеса и всё малое предпринимательство отсекаются от преференции.
Думается, что это должно стать темой обсуждения в самом бизнес-сообществе, — заключает экономист.