Сломался кондиционер в автомобиле: как починить — простые советы

Авто 15 мая, 2025 / 08:40

Кондиционер в автомобиле — не роскошь, а необходимость, особенно в жаркие дни. Его поломка превращает поездку в испытание, увеличивается риск попасть в аварию, поскольку водитель отвлекается от дороги. Почему ломается кондиционер, как его починить и предотвратить неисправности — в материале NEWS.ru.

Когда в машине впервые установили кондиционер

В 1939 году на автосалоне в Чикаго компания Packard представила первый серийный автомобиль с кондиционером — Packard Twelve Sedan. «Кондей» занимал половину багажника, часть салона и требовал ручного управления. Водитель должен был остановиться, открыть капот и вручную перекинуть приводной ремень для активации. Стоимость опции составляла $274 — около трети цены бюджетной машины.

Первые автомобильные кондиционеры постоянно ломались. Несмотря на то что поездка стала более комфортной, покупатели были недовольны. По этой причине в 1941 году выпуск машин с кондиционером был прекращен.

Затем многие фирмы пытались наладить производство автомобилей с «кондеем». Однако лишь в 1960-е кондиционеры стали не экзотикой, а нормой. К 1969 году ими были оснащены 54% новых машин в США. В Европе эта технология стала массовой в 1980-е.

Сейчас практически все автомобили оснащаются кондиционером в начальной комплектации. Среди моделей, которые продаются в России, его нет в базе только у Lada Granta, «Нивы» и УАЗов. Кондиционер есть даже в самых простых версиях Lada Vesta.

Автомобильные «кондеи» делятся на два типа:

  • Обычный кондиционер — ручное управление охлаждением.
  • Климат-контроль — автоматическая регулировка температуры, влажности и распределения воздуха через датчики. Некоторые системы поддерживают зонирование салона (разная температура для водителя и пассажиров) и очистку воздуха от аллергенов.

Современный автомобильный кондиционер — это сложная система. Он состоит из компрессора, радиатора, магистралей и электронной составляющей. Кроме того, в нем используется хладагент. Как правило, это фреон R-134A. В отличие от первого кондиционера Packard, современные устройства очень надежны. Однако на машинах, которым исполнилось 7–10 лет, кондиционер может выйти из строя или работать не так эффективно, как раньше.

Самые частые причины отказа кондиционера

  1. Утечка хладагента. На подержанных машинах система может ежегодно терять небольшое количество фреона из-за микротрещин в трубках, износа прокладок или коррозии. Главным признаком утечки хладагента является снижение эффективности охлаждения, когда при включении кондиционера из воздуховодов идет не холодный воздух, а теплый.
  2. Трещины в радиаторе. Если радиатор кондиционера сильно загрязнен, то он может сломаться.
  3. Неисправность компрессора. Компрессор — «сердце» системы. Как правило, после его поломки раздаются лязгающие звуки при работе.
  4. Проблемы с электроникой и вентилятором. Вентилятор конденсатора может не включаться из-за сгоревшего предохранителя, поломки электродвигателя или повреждения проводки. Без обдува радиатор перегревается, и система уходит в аварийный режим. Датчики давления и температуры выходят из строя из-за окисления контактов или механических повреждений.

Как починить кондиционер

Автосервисы часто предлагают услугу заправки кондиционера. Однако просто закачать в систему фреон недостаточно. Если уровень хладагента снизился, значит в системе есть повреждения. Когда идет речь о микротрещинах, то одной заправки фреоном может хватить на год или даже два.

В отдельных случаях заправка поможет только на один-два дня, поэтому лучше сразу найти место утечки фреона. Для этого используют цветной газ — его закачивают в систему кондиционирования и через 30–60 минут, используя ультрафиолетовые лампы, смотрят, где есть трещины.

Если у вас нет опыта самостоятельного ремонта автомобильных кондиционеров, лучше довериться профессионалам. Например, просто добавить фреон нельзя. Для системы кондиционирования нужно специальное масло (без него может быстро сломаться компрессор).

Как продлить жизнь кондиционеру

Система кондиционирования относится к тем элементам автомобиля, которые не любят долгого простоя без дела. Бывает так, что на постоянно использующейся машине «кондей» работает многие годы, а на автомобиле, который стоит около дома, часто ломается. По этой причине эксперты рекомендуют включать кондиционер не только жарким летом, но и зимой.

Кроме того, необходимо периодически очищать радиатор «кондея» (и основной радиатор двигателя). Это лучше делать раз в 1–2 года, так как при движении по российским дорогам радиатор забивается грязью, пухом и пылью. Однако есть нюанс — если вы его не чистили в течение пяти лет и более, то, возможно, лучше ничего не предпринимать. При очистке (водой под высоким давлением) высока вероятность того, что радиатор сломается. Если он сильно загрязнен (но все еще работает), нужно подождать, когда он сломается, и поменять его.

Время от времени стоит проводить антибактериальную очистку системы. Если при включении кондиционера вы ощущаете запах гнили, то такая обработка просто необходима. Запах говорит о том, что внутри системы появились бактерии и плесень. Очистку можно проводить и самостоятельно — для этого в магазинах автозапчастей, на АЗС и в супермаркетах продаются специальные средства.

Есть отличный способ профилактики появления бактерий: нужно выключать охлаждение за пару минут до конца поездки, но вентилятор следует оставлять включенным. Так система осушается, а бактерии гибнут.

Кроме того, не забывайте менять фильтр кондиционера (эту процедуру нужно проводить каждые 10–15 тысяч км в рамках технического обслуживания).

Читайте также:

Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»

Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей

Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»

«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м