Главная автомобильная премьера на Петербургском международном экономическом форуме — это новый кроссовер Lada. Именно эта модель вместе с Lada Iskra станет основой продаж АвтоВАЗа в ближайшем будущем. Каким получился новый кроссовер, сколько он может стоить, с кем будет соперничать кроссовер Lada — в материале NEWS.ru.
О том, что АвтоВАЗу нужен свой собственный кроссовер, было понятно еще в начале двухтысячных годов — именно тогда рынок и начали активно завоевывать модели, которые по уровню комфорта мало проигрывали легковым седанам, но при этом обладали высоким дорожным просветом, а иногда и полным приводом.
И в 2008 году был представлен автомобиль, который получил имя Lada C-Cross. Он мог бы составить конкуренцию таким бестселлерам рынка, как Nissan Qashqai или Toyota RAV4. А дизайн Lada C-Cross сравнивали с Mazda.
В основе Lada C-Cross лежала платформа, которую тольяттинские инженеры делали вместе с канадской Magna International. Предполагалось, что машину будут выпускать как с передним приводом, так и с полным, а под капот C-Cross должны были ставить французский бензиновый двигатель объемом 2 литра.
Звучало все красиво. Радовала и цена — кроссовер хотели продавать за 450 тыс. рублей (а новые японские кроссоверы стоили около миллиона). Однако в 2012 году АвтоВАЗ так и не начал выпуск кроссовера. Надежда была еще на концепты Lada Xray и Xcode. Но и они так и не пошли в серию. Под именем Xray, правда, выпускали автомобиль марки Lada, но это был хэтчбек на основе Renault Sandero, а не кроссовер.
И только после ухода компании Renault из России в 2022 году (а французы владели крупным пакетом акций АвтоВАЗа) в Тольятти вновь задумались над выпуском нового кроссовера.
Уже в сентябре 2022 года были определены основные параметры будущего автомобиля. Например, вице-президент по продажам и маркетингу АО «АвтоВАЗ» Дмитрий Костромин тогда заявил, что новый кроссовер будут строить на базе «Весты». Важно отметить — параллельно с созданием кроссовера начались активные работы и по модели Lada Iskra. При этом именно Iskra отдали приоритет (ее показали тоже на ПМЭФ, но в прошлом году).
К осени 2024 года был определен дизайн новой модели. «Я могу точно сказать, что это будет бомба, мы точно удивим вас тем, как выглядит автомобиль. Он максимально актуален. Компания должна предложить рынку продукт, который отличается от классического вазовского. Если честно, то хотелось бы уже завтра запустить его в серию. Уверен, что сразу же бы „откусили“ у „китайцев“ долю рынка», — рассказал в 2024 году Дмитрий Костромин.
Ну а то, что кроссовер уже почти готов к серийному производству, стало окончательно понятно в январе 2025 года. Тогда во время визита в Тольятти президенту России Владимиру Путину показали автомобиль под кодовым названием Lada B+ Cross. При этом руководители АвтоВАЗа сразу же предупредили президента, что речь идет о кодовом названии модели, а серийный автомобиль получит другое имя.
Когда значительной долей акций АвтоВАЗа владела французская компания Renault, то предполагалось, что если новый кроссовер Lada и появится, то он будет построен на той же платформе, которая легла в основу Renault Duster. Но в 2022 году стало понятно, что инженерам нужно опираться на собственные технические решения. По счастью, они были — поэтому в основу новой Lada легла платформа от Lada Vesta.
Это относительно современная «тележка» (модель Vesta была впервые показана в 2014 году), которая, по словам экспертов, имеет довольно большой запас для модернизации. Например, именно на основе Lada Vesta была построена удлиненная модель Aura (а это значит, что в будущем не исключено появление и «длинной» версии нового кроссовера Lada).
Однако выбор платформы Vesta накладывает и ограничения. Например, кроссовер Lada будет только переднеприводной моделью. А вот полноприводных вариантов не будет в принципе — создание такой модели потребовало бы слишком больших изменений в конструкции.
Двигатели: пока предполагается, что серийный кроссовер Lada получит бензиновые моторы, которые уже устанавливаются на модель Vesta. Это агрегаты объемом 1,6 и 1,8 литра. Первый выдает 106 сил, а второй — 122 силы.
Однако на ПМЭФ появились слухи о том, что под капот нового кроссовера Lada начнут ставить и турбированный мотор объемом 1,6 литра, который будет выдавать 140–150 сил. Например, такой агрегат сейчас ставят на кроссоверы Xcite X-Cross 8.
Серийное производство модели начнется в 2026 году. Поэтому сейчас руководство АвтоВАЗа не хочет говорить о том, сколько новый автомобиль будет стоить, — это общемировая практика.
Но мы можем посмотреть на конкурентов и другие модели Lada. Не исключено, что ближайшим соперником нового кроссовера Lada будет… еще одна Lada. Речь об универсале Lada Vesta SW Cross. С большой долей вероятности топовая версия этой модели будет стоить столько же, сколько и начальные версии нового кроссовера Lada. А, например, Lada Vesta SW Cross в версии Techno'24 с мотором 1,8 литра сейчас продается за 2 197 000 рублей.
2,2 млн рублей за новый кроссовер? Вполне возможно.
Главные конкуренты нового кроссовера Lada уже известны. Это Belgee X50 (150 сил, автомат, от 2 479 990 рублей без учета скидок и 1 939 990 рублей с учетом всех бонусов), Chery Tiggo 4 Pro (от 113 сил в версии с механической коробкой передач, цена от 1 999 000 рублей без учета скидок) и Haval Jolion. Последний автомобиль собирают на заводе Haval под Тулой. Цена — от 2 099 000 рублей с учетом скидок за версию с мотором мощностью 147 сил и механической коробкой передач (с автоматом — от 2 299 000 рублей).
Еще один серьезный соперник — это выпускаемый в Москве кроссовер «Москвич 3», который тоже бывает только с передним приводом. Версия с передним приводом стоит от 1 803 000 рублей (за машины 2025 года выпуска; есть варианты 2024 года, которые на 100 тыс. дешевле).
Читайте также:
Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»
Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей
Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»
«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м