Инвестиции Китая в ближневосточные страны неуклонно растут, чем вызывают беспокойство глобальных игроков, исторически претендующих на особую роль в регионе. Не публиковавшиеся ранее подсчёты израильского разведсообщества свидетельствуют о беспрецедентной активности инвесторов из Поднебесной в энергетическом секторе ряда стран Ближнего Востока. Есть опасения, что у КНР есть не только экономический интерес. Несмотря на то, что военное усиление за рубежом официально не числится в списке китайских внешних приоритетов, визит министра обороны КНР на Ближний Восток говорит о плохо скрываемом желании Пекина попробовать себя не только в роли экономического завоевателя.
Ближневосточное турне главы китайского оборонного ведомства Вэя Фенхэ, который посетил ключевые страны Большого Ближнего Востока — такие, как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и Египет, закончился возвращением в Азию. Его ждал серьёзный разговор с руководством страны, соперничающей с КНР по многим направлениям, — Индии. Однако важно то, что состоявшаяся поездка по ближневосточным странам стала по факту хорошей иллюстрацией к набирающим обороты разговорам об укреплении китайского влияния в регионе, который сейчас с лёгкой руки западных политических комментаторов принято считать полем противостояния между Ираном и многочисленным лагерем его противников. Есть опасения, что за крупными деньгами китайских инвесторов кроются не менее крупные (и оттого — опасные) амбиции китайского военного командования.
Если верить цифрам, то в фокусе китайского внимания на Ближнем Востоке находятся в первую очередь страны Персидского залива. Первое место по объёму торговли занимает Саудовская Аравия, затем идут ОАЭ и Иран. Израиль также быстро становится одной из стран, представляющих интерес для Поднебесной с точки зрения инвестиционной активности. Анализ, проведённый израильским разведсообществом и впервые опубликованный в Foreign Policy, свидетельствует о беспрецедентном росте китайских вложений за последние годы. Вливания КНР в регион (конкретные страны не указаны) увеличились в период с 2012 по 2017 годы почти на 1700%. Сейчас инвестиции Китая на этом направлении достигают $700 млрд. Как обращают внимание израильтяне, Пекин склонен вкладываться преимущественно в энергетический сектор (это $150 млрд.), промышленность ($113 млрд.), транспортную инфраструктуру ($103 млрд.), оборонно-промышленный комплекс ($68 млрд.).
Мировая — и собственно китайская — практика показывают, что экономическое влияние непременно конвертируется во влияние политическое и, возможно, даже военное. В связи с этим Соединённые Штаты мягко дали понять своим израильским партнёрам, что переизбыток китайских денег в различных секторах экономики еврейского государства чреват большими последствиями. В первую очередь — для отношений Вашингтона с одним из его важнейших союзников. В связи с этим в ближайшие недели Совету национальной безопасности Израиля предстоит дать правительству свои рекомендации по контролю над иностранными инвестициями в наиболее важные сферы. Если какой-то механизм надзора за ситуацией вокруг инвесторов из-за рубежа и будет создан, то уже после выборов в Кнессет, намеченных на первую половину апреля.
Изначально причиной для беспокойства американских властей стала передача китайским компаниям в аренду портов Хайфа и Ашдод. Шестому средиземноморскому флоту ВМС США попросту не остаётся места в Хайфе с учётом присутствия там китайских компаний, отмечали в американской экспертной среде.
Однако китайские инвестиции имеют куда более угрожающий потенциал — на суше. Сейчас, как констатируют наблюдатели, китайцев интересуют крупнейшие экспортёры оружия, базирующиеся в еврейском государстве. Это концерн Israel Aerospace Industries и компания Rafael, которые являются государственными, а также частная — Elbit Systems. Известно, что все они имеют дочерние компании в США, которые ведут деятельность в оборонно-промышленной сфере. Аналитические данные израильской разведки свидетельствуют о том, что связи Israel Aerospace Industries, Rafael и Elbit Systems со своими американскими филиалами находятся в фокусе внимания китайских кибервзломщиков. Вероятно, если в ближайшее время Израиль не найдёт способа обезопасить себя от переизбытка китайских денег, его дистанция с США будет только расти. Впрочем, это не означает, что американцам нужно сидеть сложа руки — еврейскому государству необходима инвестиционная альтернатива.