Жительница Уганды по имени Мариам Набатанзи в возрасте 39 лет осталась одна с 38 детьми на руках. Все дети — кровные, никаких приёмных малышей. Это стало возможным потому, что почти каждый год с момента своего замужества Мариам рожала не одного ребёнка, а сразу нескольких: у неё родились шесть пар близнецов, четыре «набора» тройняшек и пять «сетов» четверняшек, из которых шесть детей не выжили.
Мариам Набатанзи живёт в деревне Касаво, район Муконо, к востоку от Кампалы (Уганда). Она родила своих первых близнецов через год после того, как вышла замуж в возрасте 12 лет. Набатанзи обратилась к врачу вскоре после родов, и тот сказал, что у неё увеличены яичники. Он предупредил её, что в этом случае противозачаточные таблетки могут вызвать проблемы со здоровьем. Поэтому Мариам не предохранялась и продолжала рожать.
В Уганде никого не удивишь большой семьёй. По данным Всемирного банка, коэффициент фертильности в этой стране составляет в среднем 5,6 ребёнка на одну женщину, что является одним из самых высоких показателей для Африки и более чем в два раза превышает общемировой средний показатель — 2,4 ребёнка. Но даже для Уганды количество детей в семье Набатанзи — нечто экстремальное. На видео, снятом год назад, семья показана ещё в полном составе — с отцом семейства.
Мариам всё это время работала. Несмотря на то, что была матерью многочисленных близняшек. Её муж часто и подолгу отсутствовал дома. В конце концов он сбежал от своей супруги, оставив сиротами своё потомство. Его имя теперь — семейное проклятие. Мариам Набатанзи упоминает имя отца своих детей, только используя при этом нецензурные ругательства.
Я выросла в слезах, и мой муж принёс мне много страданий, — рассказала она в интервью изданию The Daily Mail. — Всё моё время уходило на то, чтобы заботиться о детях и зарабатывать деньги.
Отчаянно нуждаясь в средствах, Мариам Набатанзи берётся за любую работу: парикмахерское дело, оформление мероприятий, сбор и продажа металлолома, варка местного джина и продажа лечебных трав. Все деньги уходят на продовольствие, медицинское обслуживание, одежду и школьные сборы.
Мама подавлена, работа давит на неё. Мы помогаем, где можем, готовим и стираем, но она по-прежнему несёт всю ответственность за семью. Я сочувствую ей, — сказал её старший ребенок Иван Кибука, которому 23 года. Ему пришлось бросить среднюю школу, когда закончились деньги.
Мариам Набатанзи в детстве пережила настоящую трагедию. Через три дня после её рождения мать сбежала из дома, оставив своего мужа, новорождённую Мариам и её пятерых братьев и сестёр. После того, как её отец снова женился, мачеха отравила пятерых старших детей толчёным стеклом, смешав его с едой. Они все умерли. Мариам Набатанзи избежала этой участи только потому, что в этот момент навещала родственников.
Мне тогда было семь лет — слишком мало, чтобы понять, что такое смерть. Позже обо всём этом мне рассказали родственники, — поведала она. — И мне всегда хотелось восстановить мою утраченную семью. Именно поэтому я хотела родить шестерых детей.
Семья Мариам живёт в четырёх тесных домах из цементных блоков, увенчанных гофрированным железом. Их небольшая деревня со всех сторон окружена кофейными полями. Двенадцать детей спят на металлических двухъярусных кроватях с тонкими матрасами в маленькой комнате с грязными стенами. В других комнатах те дети, кому повезёт, укладываются на общие матрасы, а остальные, менее удачливые, спят прямо на грязном полу.
Старшие помогают ухаживать за младшими, и все вместе помогают маме с домашними делами, такими, например, как приготовление пищи. В день им требуется 25 кг кукурузной муки. Рыба или мясо — редкое лакомство в доме.
Мариам Набатанзи больше всего на свете хочет, чтобы её дети были счастливы.
Я начала брать на себя взрослые обязанности очень рано, — рассказала она. — Мне кажется, я не испытывала радости с самого рождения.
Гиперовуляция — физиологическое явление, при котором у женщины может быть несколько овуляций за один цикл. Это означает, что одновременно несколько яйцеклеток (чаще всего две) высвобождаются из яичников. Женщины-суперовуляторы встречаются редко, хотя если у вас уже были неидентичные близнецы, то шансы впоследствии снова иметь неидентичных близнецов велики. И они ещё более увеличиваются с возрастом — после 35 лет. Это связано с тем, что уровень содержания фолликулостимулирующего гормона, высвобождаемого во время менструального цикла женщины, становится выше с возрастом. Когда такой гормональный всплеск происходит, есть шанс получить более одной яйцеклетки в цикле, что, в свою очередь, повышает шансы на рождение двойни или тройни.